Здравствуйте, моей сестре 35 лет, имеет троих детей (все младше 10 лет), с мужем разведена уже как 2 года. На протяжении последних 15 лет сильно «ударилась» в веру в Бога, в спасении своей души, 1,5 года назад уехала на западную Украину в ПГТ близ монастыря. 4 года назад у нее был психологический срыв, была помещена в городскую псих-лечебницу. Сейчас говорит «мне ничего не надо, только спасти свою душу», к детям относится без интереса. Я понимаю, она находится в поиске успокоения своей души, но по моему мнению это уже диагноз. Сегодня мне позвонили соседи, сказали что она отправила детей к бывшему мужу, сама начала ходить в какую-то секту, которую не поддерживают местная церковь (православно-христианская). У нас в семье такой фанатичности веры в бога не было. Что мне сейчас делать, я боюсь за нее, как бы ей сейчас совсем плохо не стало. Приехать через пол страны к ней, и забрать ее, сказать чтоб она перестала дурью мается не поможет, насильно ее тащить не получится, вызывать скорую помощь и опять ложить ее в психиатрическую лечебницу?
Ответ:
Здравствуйте, Валентин!
К сожалению, ситуация, которую Вы описываете, далеко не единичная, когда люди обращаются к вере в бога, причем вера эта носит фанатичный характер и сопряжена со своеобразным отречением, если так можно сказать, от близких. Зачастую, такое поведение связано с некоторой внутренней неустойчивостью, попыткой найти опору, которая бы поддерживала в жизни.
Валентин, Вы сами пишете о том, что текущее положение вещей не является чем-то внезапным, это, скорее, очередной виток истории, которая продолжается на протяжении уже 15 лет. Я склонен разделить Ваше мнение, что поездка к сестре и попытка «вытащить» оттуда, куда она сама «заехала», практически 100%-но обречена на неудачу. Могу предположить, что Вы догадываетесь о том, что ни одного алкоголика невозможно излечить от тяги к спиртному, если он того не хочет. То есть, на некоторый период можно, даже насильственными средствами, но это будет работать только какое-то время, а затем всё пойдет по предыдущему кругу.
Насколько мне известно, определять человека в психиатрическую лечебницу можно только в двух случаях: когда он представляет угрозу для окружающих, или же, по его добровольному согласию. Если я не ошибаюсь, то в данном случае, ни один из критериев не подходит. Однако, даже, если я и ошибаюсь, то перспективы лечения, на мой взгляд, весьма призрачны, так как работа будет вестись с симптомом (а психиатрия работает с симптоматикой), то корень проблемы, то есть то, что заставило Вашу сестру с такой силой устремиться к религии, останется «за кадром»…
У меня самого есть опыт в такого рода ситуации и я могу сказать, что единственное, что я могу делать, это признать право человека на то, каким образом он выбирает жить, и продолжать поддерживать отношения с его детьми, которые для меня — не чужие, и не отвечают за действия своих отцов/матерей.
С уважением,
Олег Бобровский